Влияние поп-культуры на мир дизайна и брендинга.
Испокон веков наше общество нуждалось в своеобразной идеологии, модных тенденциях и прочих новшествах, правилам которых безукоризненно следовали люди культуры и политики, а вслед за ними свод новых правил постепенно просачивался и в народные массы. Так возникли целые эпохи, художественные стили и направления, которые до сих пор применяются в современном дизайне при создании брендов, живописи, скульптуре, музыке и поэзии.
Готика, ампир, рококо, барокко и прочие направления в стиле той эпохи стали неоспоримой мировой классикой и настоящим историческим пластом, оцененным по достоинству современниками. Но и нам есть, чем ответить. Конечно, в наше время нет уже той роскоши и помпезности, которая присутствовала в период XVII-XIX веков. Сейчас преобладает в большей степени минимализм, удобство и простота, которые более оценимы и задают основной тон современному обществу, а обилие золота и украшений является скорее дурным тоном, нежели объектом восхищения.
В истории всего человечества существовала так называемая «высокая» и «низкая» культура. Образованные люди относили себя к «высокой», а невежественный люд, соответственно, тяготел к «низшей». Но несмотря на эти четкие рамки разделения, в последние десятилетия границы между этими культурами постепенно стираются. Возможно, это объясняется тем, что персональное участие в становлении культуры превращается в более легкий путь. Например, начинающий поэт-любитель, художник или дизайнер может выложить свои работы на суд профессионалов на собственной страничке в Интернете, таким образом, он автоматически становится частью мирового культурного процесса.
Появление на мировой арене поп-культуры (популярной в массах) привнесло с собой новую волну идей и воплощение их в жизнь: в музыке, кинематографе, литературе, моде, СМИ, рекламе, кулинарии, спорте, туризме и дизайне. Не забудем и про фольклор (былины, легенды, сказки) вместе с наукой (более «легкой версии»), которые также входят в состав массовой культуры и занимают свое заслуженное место в ней. Для поп-явления совершенно неважно быть оценимым отдельной группой людей, даже если они представители верховной власти, главное, чтобы созданное творение стало широко популярным во всем обществе.
Таким образом, мировая слава приходила к многочисленным музыкантам (Мадонна, Майкл Джексон), актерам (Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор), писателям (Эрнест Хэмингуэй, Стивен Кинг), журналистам, спортсменам, художникам (Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Энди Уорхолл), ученым (Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд), мульт-персонажам (Микки Маус, Чебурашка), революционерам (Че Гевара и Мао Цзе-дун), персонажам комиксов (Человек-паук, Супермен), а также антигероям – террористам (Усама Бен Ладен) и преступникам (Джек-Потрошитель, Чарльз Мэнсон), автомобилям (Volkswagen Beetle, Mini Cooper), напиткам (Coca-Cola, Pepsi), телеканалам (MTV, BBC), бытовой электроники (мобильный телефон и компьютер), предметам одежды (джинсы), продуктам питания (суши, гамбургеры), которые стали настоящими музами для многих культурных деятелей и идолами для подрастающего поколения.
«Иконы» поп-культуры в свою очередь разделились на «долгожителей», (популярность которых переходит «от отца к сыну») и «однодневок» (про которых быстро забывают). Так или иначе, но благодаря их существованию поп-культура формирует новый способ коммуникации между людьми в повседневной жизни (например, забавные, яркие реплики и фразы из рекламных роликов и телепередач, словесная мысль политиков и прочих публичных деятелей, которая тут же становится у всех на устах).
Само понятие поп-культуры возникло в начале 30-х годов прошлого столетия, а ее серьезное изучение началось лишь в 60-х годах, когда в молодежную культуру ворвалась британская поп-музыка (ливерпульский квартет «Битлз») и американское движение «хиппи», которые принесли язык формы «flower-power» (в переводе «сила цветов») – именно они повлияли на графический дизайн, моду и мебель в экспериментальном стиле. Игра ярких, почти кислотных цветов, запечатлелась на полотнах художников и старых постерах в стиле пин-ап.
Вследствие этого появился «поп-арт» – новое течение в искусстве. Одной из самых значимых фигур, работающих в этом жанре, является художник с мировым именем Энди Уорхол, который из консервной банки томатного супа и логотипа Кока-Колы сделал настоящий и запоминающийся бренд, а чуть позже на смену им пришли тиражированные портреты Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли. Вот что думал о своем искусстве сам знаменитый художник: «Я пишу картины именно так, а не иначе потому, что хочу быть машиной, и я чувствую, что то, что я делаю, уподобляясь машине, – это то, что я хочу делать».
И действительно, все чаще и чаще в нашу жизнь приходит так называемое «искусство машин» и робототехники. Сегодня отмечается новый всплеск интереса к высоким технологиям, так появился ультрасовременный стиль «хай тек», который получил свое широкое распространение не только в дизайне интерьеров, но и в разработке дизайна упаковки и этикетки. Основные черты этого стиля – использование прямых линий и простых фигур, широкое применение стекла, пластика и металла, а основным цветом «хай тека» становится серебристый металлик – намек на космическую тему. Наряду с «космическим дизайном» вызывает интерес и «футуристический» вместе с «дизайном-утопии», главной темой которых становится город будущего (передвижной город, разборные дома, дома из пластмассы и алюминия).
При создании хайтековского дизайна этикетки и упаковки ультрасовременного продукта можно забыть о «теплых» тонах и смело обращаться к «холодным» и реалистичным. Различные геометрические фигуры, безжизненные лица, обрамленные проводами вместо волос (если это изображение девушки), насекомые в виде роботов, трубы, рисунок под кирпич, лампочки, сидящие на проводах голуби – все это становится основными образами вдохновения дизайнеров-иллюстраторов и художников.
Хай тек – это то, что мы видим каждый день в повседневной жизни: открывая жалюзи и глядя в окно, проходя мимо строящейся многоэтажки, мимо дороги, по которой с гулом проносятся автомобили, наблюдая за разводным мостом в Петербурге, заглядывая в магазин бытовой техники, даже выбрасывая мусор в уличную урну. Заказчик, который выбрал для себя данный стиль желает видеть свой продукт, как правило, в абстрактной упаковке, напоминающей керамическую кружку с рукояткой револьвера, дулом вставленным внутрь цилиндра вместо обычной ручки или интересную находку – бутылку в виде перевернутой лампочки. Конечно, хай тек дизайн, особенно в создании этикетки, на большого любителя, но несмотря на это, он все-таки используется в создании бренда.
«Арт нуво» – еще одна широко известная разновидность среди многочисленных современных стилей. Считается, что он самый красивый и популярный. В переводе с французского art nouveau означает новое искусство как стиль декоративного и орнаментального направления модерна. Интересен тот факт, что изначально это было названием парижского магазина, где в одной из секций было представлено современное искусство: проекты витражей и цветное стекло известных мастеров. «Арт нуво» и его концепции находили свое отражение и в художественных журналах (к примеру, в венском «Ver Sacrum»). Этот стиль был известен не только в Европе, но и в России возникла его популярность, однако чаще его называли модерном.
Что же такое «арт нуво» и как он выглядит на самом деле? Вспомним решетки парижского метро, особняк Рябушинского в Москве и отель «Ритц» в Лондоне – все это и есть так называемый модерн или «арт нуво». Главные составляющие этого стиля: извилистые и плавные очертания. Линия здесь приобретает самостоятельное значение и является средством выразительности, а также является основой самого орнамента и становится эстетическим воплощением. Декоративность – вот его отличительная черта, а главными мотивами – природные и растительные. Как правило, рисунки в данном стиле состоят из вьющихся растений и изображений девушек с роскошными длинными струящимися волосами, напоминающих лесных нимф в окружении цветов и деревьев. Что касается самих цветов, то излюбленные темы «арт нуво»: кувшинки, лилии, маки, ландыши и орхидеи – это утонченные и изысканные цветы, и не даром они широко используются в этом стиле как со стеблями, так и без них. Также были замечены часто использующиеся формы: овал, квадрат, круг.
Одно из самых известных и значимых имен стало имя Альфонса Мухи, который был не только живописцем, но и основателем театральной и рекламной афиши в стиле модерн. Одним словом, «арт нуво» – это стиль, и душевного спокойствия, и в то же время активного познания окружающего мира, а формы человеческих органов (почки, сердце) олицетворяют собой противостояние и вечную борьбу между отдельным индивидуумом и целым обществом.
Что же на самом деле завоевывает внимание даже самого придирчивого покупателя? Конечно же, реклама! Именно она обрушивается со всех сторон на покупателя, знакомя его с новинками потребительского рынка. Главным стимулом приобрести тот или иной продукт, становится желание выделиться из серой массы, быть первым, открыть для себя что-то новое и непостижимое, а не попасться на простую и такую банальную уловку «яркой обертки». Поп-культура задает тон, вносит свои коррективы в жизненный уклад и даже формирует духовные ценности, что, несомненно, может нанести урон многовековым традициям. Но не все так плохо в поп-культуре, поскольку такого рода (новое) явление – это всегда осознанный шаг в будущее.
По этой причине в стиле поп-арт решила создать свою упаковку известная компания Heinz – один из крупнейших поставщиков брендированных продуктов питания в мире. Повтор успешной акции, проведенной год назад. прошел и в 2010 году. По итогам дизайнерского конкурса под названием «Heinz Creativity» бренд выпустил десятки миллионов упаковок кетчупа с детскими рисунками, а в этом году планируется уже сотни миллионов. Помимо серий в стиле поп-арт и стрит-арт (в переводе с английского – «уличное искусство»), основной частью которого является граффити, три известных журнала создали новый облик культовой бутылки «Малибу» (Malibu liquor). В британском журнале «Vice» появилась карибская тема эффекта стекающих капель краски, Clark Magazine акцентировал свое внимание на теме «сделай сам», убрав все лишнее и оставив один девственно-белый цвет бутылки, а на упаковке поместив лишь стандартную надпись. С более креативной идеей выступил журнал «Shoes Up», который создал дизайн бутылки с изображением шнурков для ботинок, хорошо сочетаемых с оригинальным дизайном упаковки в виде «коробки для обуви».
Проанализировав влияние моды и поп-культуры на успешность создания брендинга и нейминга, можно смело утверждать, что появление всех вышеперечисленных стилей, бесспорно, пришлось как нельзя кстати и идеально вписалось в наш 21-ый век, век урбанизации, капитализма и высоких технологий.